перевод Юли Гайнановой

СЕКРЕТЫ АВТОРОВ, КОТОРЫХ ОБОЖАЮТ ИЗДАТЕЛИ

Советы Лоры Дьюан, той самой девушки, которая читает заявки в крупнейших американских литературных агентствах
ЧИТАЙТЕ. МНОГО!

А точнее — книги жанра, в котором пишете. Вы должны знать, как выглядят лучшие его образцы. Но не ограничивайтесь бестселлерами! Средненькие и откровенно плохие книги — тоже хорошие учителя, если вы будете понимать, что именно делает их такими. Во всех жанрах, от романтических новелл до книг «помоги-себе-сам», есть правила, о которых вы как автор должны знать. Когда вы читаете уже опубликованные книги, сравнивайте их со своими: «Не слишком ли молод мой главный герой в подростковом романе? Не слишком целомудренно написан рассказ «для взрослых»? Если вы не разбираетесь в жанровых стандартах и ваш 25-летний герой ведёт себя, как подросток, или сюжетные повороты скопированы из единственной книги, которую вы читали в этом жанре, — неважно, насколько хорош ваш роман. Издатели это заметят и откажут. Да, редакторы утверждают книги, которые им нравятся, но им ещё надо будет их продать. И если в вашей романтической повести пикантная служанка умирает от алкогольной зависимости вместо того, чтобы выйти замуж за герцога, то вас ждут большие проблемы.

СНАЧАЛА НАПИШИТЕ ВСЮ КНИГУ

Даже не надейтесь продать издательству просто идею. Средняя рукопись — 300 000 знаков с пробелами. Исключение — нон-фикшн книги (в этом смысле мемуары не считаются, их тоже надо писать полностью).

Почему? Потому что авторов нон-фикшн публикуют не только и столько из-за гениального текста: издательству важна успешность автора. Ему не так интересно, какие крутые советы вы припасли для банков, если вы — не Олег Тиньков. Или у вас нет миллиона-другого подписчиков.

ПРИМИТЕ ТОТ ФАКТ, ЧТО ПУБЛИКАЦИЯ — ЭТО ДОЛГО

Пройдёт примерно год-полтора между подписанием контракта с издательством и вашим радостным криком, когда вы будете держать печатный экземпляр своей книги в руках. Любая рукопись требует правки, коррекции, плана по рекламе, продажам и маркетингу. Успокойтесь и повторяйте, как мантру: «Это. Когда-нибудь. Произойдёт».
НЕ ГОНИТЕСЬ ЗА ТРЕНДАМИ

Даже если идея книги попала в струю, когда вы только начали её писать, то уже во время печати тиража ваш любовный треугольник зомби будет не в тренде от слова совсем. Я же говорила, что издать книгу — дело не одного дня?

Я не хочу сказать, что крутая история не выстрелит в любом случае, просто я устала читать романы о сексуальных русалках, которые мне присылают.

Если вы действительно хотите написать что-то в жанре, который сейчас на пике, — вперёд. Особенно если у вас есть уникальная история. Но не стоит писать рассказы в стиле "куриный бульон для души", только потому что они сейчас хорошо продаются. Когда вы их напишете и издадите, тема будет такой заезженной, что уже никто не захочет это читать. И вы потеряете год, пописывая то, что вам на самом деле не так уж и нравится.

Редакторы не любят писателей, которые подкарауливают их на улице. Это уж точно!
НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТО ИЗ-ЗА ДЕНЕГ (тут американские реалии)

Сколько раз после пары напитков в баре я слышала фразу:

— Я просто напишу книгу для подростков и срублю бабла.

Настаёт моя очередь достать ручку и салфетку, чтобы разрушить кое-чьи мечты. Может, поэтому никто не хочет ходить со мной в бар.

Обычно автор получает аванс, когда продаёт рукопись издательству. Его размер зависит от редакции, жанра книги, величины целевой аудитории и т.д. Можно получить от $2 000 до $2 000 000. Догадайтесь сами, что вероятнее? 15% заплатят литературному агенту, а остальное будут вам выдавать по частям следующие год-два. Так что даже 200 000 $ уже не кажутся такими заманчивыми, как вы представляли в самом начале.

Кроме аванса вы будете получать процент с продаж, но только после того, как окупится весь аванс. К примеру, если вам заплатили 2 000$ и вы получаете по доллару с проданной книги, то нужно распродать тираж в 2 000 экземпляров, прежде чем вы начнёте получать роялти. Как и авансы, размер роялти сильно варьируется. Но зачастую авторы не видят никаких денег, кроме самого аванса.

Если вы пойдёте дорогой самиздата, ваш роялти будет лучше, чем в любых традиционных издательствах, но и никакого аванса не будет, так что придётся заниматься не только писательством: маркетинг, реклама, продажи и прочая — только на вас. Аманда Хокинг, Хью Хоуи и Е.Л. Джеймс доказали, что возможно продать тонны копий и самим, но их случаи ­— отнюдь не правила, а скорее исключения. Половина самиздатных авторов заработала меньше 500$ в 2011 году. Так что решать вам, а надо ли оно.
В ИТОГЕ

Издать книгу — самый медленный и ненадёжный способ разбогатеть. Ворваться в мир топовых авторов, как стать актёром Голливуда: талант помогает, однако удача играет огромную роль.

Но! Если вы любите писать и хотите потратить время и силы, чтобы делать это круто, вперёд! Хорошая история с запоминающимися героями, написанная качественным языком, будет продаваться в любые времена.

Чтобы вас любили издатели, пишите хорошо, будьте адекватны и прежде чем что-то требовать, подумайте, правда ли вам кто-то должен?

И добавлю от себя. Если у вас есть продолжение книги или хотя бы первый черновик следующего романа, шансы работать с издательством повышаются в разы. Им не хочется вкладываться в автора, раскручивать его имя и продвигать на рынке ради одной книги. И это можно понять! Так что между двумя гениями редактор всегда выберет того, что поплодовитее. Да, рукопись Улицкой готовы ждать и по десять лет, но вспомним, что когда-то её рассказ не хотел брать даже литературный журнал. Пока у вас нет имени, надо пахать, — закон, который работает в любой профессии.
Made on
Tilda